Юридическая безопасность:
что нужно обязательно учесть
в работе SMM
Одна из важнейших вещей для успешного ведение бизнеса — знание и соблюдение законодательства. Недобросовестное выполнение законов может повлечь за собой штрафы, суды и испорченную репутацию. Давайте разберемся, что нужно учесть, чтобы ваша работа в социальных сетях была максимально защищена с юридической точки зрения.
Закон «О рекламе»: основные положения
Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 N 38-ФЗ — это основной документ, который регламентирует любую рекламу на территории страны. За тем, чтобы закон соблюдался, а нарушители были наказаны, следит Федеральная Антимонопольная Служба (ФАС).

Если свести весь закон к сути, то она такая: реклама должна быть добросовестной и этичной. На практике это значит, что нельзя:

  • предоставлять клиентам неверную информацию о товаре, способах его использования, цене, доставке, возврате;
  • напрямую сравнивать компанию или товар с конкурентами;
  • выставлять конкурентов в плохом свете, порочить честь и достоинство других людей и бизнесов;
  • показывать в рекламе кадры сексуального характера, которые попадают под маркировку 18+, сцены насилия.

Есть также список вещей, которые нельзя не только рекламировать сами по себе, но и использовать их в рекламе других товаров, которые разрешены законом. Список ниже:

  • табачные изделия, зажигалки, взрывчатые вещества,
  • психотропы и наркотики,
  • прерывание беременности,
  • товары и услуги без аккредитации и лицензии,
  • услуги по подготовке научных работ и дипломов.

Именно в сети интернет запрещена реклама оружия, азартных игр и алкоголя.

Есть также список товаров, которые можно рекламировать с ограничениями. В него входят БАДы, лекарства, детское питание, финансовые услуги, ценные бумаги и другое. Полный список и подробные правила можно прочесть в третьей главе закона «О рекламе».

Если ФАС выявит нарушение, то вам грозит штраф. Размеры варьируются:

  • от 2 до 2,5 тысяч рублей для физических лиц,
  • от 4 до 20 тысяч рублей для ИП,
  • от 50 до 500 тысяч рублей для юридических лиц.

Обязательные документы и кнопки на сайте
Каждый бизнес, у которого есть сайт, обязан разместить на нем определенные документы.

Реквизиты. На любом сайте, даже на одностраничном рекламном лендинге, должна быть информация о компании. Как минимум необходимо указать название бизнеса и юридический адрес, имя владельца, а также электронную почту. Разместить реквизиты можно внизу сайта или на отдельной странице «О нас».

Штрафа за отсутствие этой информации нет, но Роскомнадзор обязательно выдвинет требования ее разместить, а уже после, если вы не укажете реквизиты, последует штраф.

  • от 300 до 500 рублей для физических лиц,
  • от 1 до 2 тысяч рублей для ИП,
  • от 5 до 20 тысяч рублей для юридических лиц.

Оферта. Этот документ должен быть на всех сайтах, где можно что-то купить. Оферта — это публичное предложение, которое определяет все подробные условия продажи товаров и услуг. Этот документ должен быть доступен для всех пользователей, лучшего всего размещать его на отдельной странице.

Штраф за отсутствие оферты:

  • от 1,5 до 2 тысяч рублей для физических лиц,
  • от 3 до 4 тысяч рублей для ИП,
  • от 15 до 40 тысяч рублей для юридических лиц.

Акцепт. Нужен везде, где есть оферта. Если через оферту бизнес предлагает заключить договор, то клиент должен как-то на него согласиться. Как именно, в законе не прописано. Обычно согласие необходимо подтвердить в всплывающем окне или поставить «галочку» в графе «Я согласен с условиями договора оферты» при оформлении заказа или регистрации аккаунта. В отдельных случаях нажимать ничего не нужно, но клиент видит подобную надпись — «Продолжая оформление заказа, вы соглашаетесь с условиями договора оферты».

Штрафа за отсутствие акцепта не предусмотрено, но если его нет, клиент может подать в суд и заявить, что не соглашался на покупку и потратил деньги случайно. Закон будет на его стороне.

Подтверждение заказа. Интернет-площадки, которые продают товары розничным покупателем, должны убедиться, что те действительно хотят сделать покупку. Клиент может получить подтверждение разными способами: всплывающее окно на сайте, смс, письмо на почте и другие способы.

Если его нет, вам придется заплатить штраф:

  • от 1,5 до 2 тысяч рублей для физических лиц,
  • от 3 до 4 тысяч рублей для ИП,
  • от 15 до 40 тысяч рублей для юридических лиц.
Политика конфиденциальности и согласие на обработку данных. Эти документы должны быть на любом сайте, который собирает данные пользователей, например, при регистрации или оформлении заказа. Как и оферту, политику конфиденциальности лучше размещать на отдельной странице, которая доступна всем пользователям. В этом документе нужно рассказать, как ваш бизнес собирает, использует и защищает персональные данные клиентов.

Также вы должны не только объяснить, как будете обрабатывать персональные данные, но и получить согласие посетителя сайта на эту обработку. Закон не диктует четкую форму. Как и акцепт, это может быть всплывающее окно, «галочка» в соответствующем окне или предупреждение о том, что дальнейшие действия будут означать согласие.

Штраф за отсутствие политики конфиденциальности:

  • от 1,5 до 3 тысяч рублей для физических лиц,
  • от 10 до 20 тысяч рублей для ИП,
  • от 30 до 60 для юридических лиц.

Штраф за отсутствие формы согласия на обработку персональных данных:

  • от 600 рублей до 10 тысяч для физических лиц,
  • от 20 до 40 тысяч рублей для ИП,
  • от 15 до 150 для юридических лиц.

Кроме того, вы должны еще и уведомить Роскомнадзор, что начали обрабатывать данные пользователей. Это можно сделать в электронном формате на официальном сайте ведомства.

Предупреждение о сборе куки-файлов. Если ваш сайт собирает куки — информацию о поведении пользователя из браузера, то вы должны предупредить об этом. Лучше всего, чтобы уведомление появлялось сразу же, как только посетитель открывает сайт.

Если предупреждения нет, то суд может решить, что вы обрабатываете персональные данные посетителей без их разрешения. В таком случае вас ждут штрафы, о которых мы рассказали выше.

Рассылки
Если вы планируете отправлять клиентам рекламные или информационные рассылки, вы должны получить на это их согласие. Самый простой способ сделать это — добавить чек-бокс («галочку» рядом с предупреждением). Благодаря согласию пользователя, рассылки не попадают под закон о маркировке рекламы, поэтому получать токен для них не нужно. Это относится к рассылкам по e-mail, мессенджерам и смс.

В каждом письме должна быть кнопка, по которой клиент может отменить рассылку. Одно незаконное письмо может обойтись штрафом от 100 до 800 тысяч рублей.

Маркировка рекламы
В 2022 году в закон «О рекламе» внесли поправки, которые обязывают маркировать рекламу. С сентября 2023 года за нарушение этого закона можно получить штраф до 500 тысяч рублей.

Несмотря на то, что прошел уже год, в законе еще есть нюансы, в которых мы все продолжаем разбираться, но в этом разделе мы собрали самое главное.

Маркировка — это уникальные токен (идентификатор), который присваивается рекламным материалам. Чтобы получить токен, нужно:

  • Выбрать и завести учетную запись в ОРД (оператор рекламных данных),
  • Заполнить данные о рекламе в ОРД и отправить их в ЕРИР, единый реестр интернет-рекламы.

После того как токен получен, его нужно разместить в рекламной публикации.

Маркироваться должна реклама платных услуг и товаров, которая публикуется в сети и направлена на широкий круг российской аудитории. Маркируется реклама во всех форматах: баннерная, в социальных сетях, контекстная, у блогеров, в видео на Youtube.

Реклама попадает под три критерия:

  1. Основная цель публикации — прямое продвижение товара или услуги.
  2. Автор получает коммерческую выгоду из публикации.
  3. В публикации есть прямой призыв к покупке.

Речь не идет о постах с информацией о своих товарах и услугах в своих соцсетях, а о тех случаях, где вы рассказываете о товарах другой компании или другая компания рассказывает о вас.

Штрафы за отсутствие маркировки:

  • от 2 до 100 тысяч рублей для физических лиц,
  • от 4 до 200 тысяч рублей для ИП,
  • от 100 до 500 тысяч рублей для юридических лиц.